30-10000

125 г. н.э. D = 43,4 м. Рим. Бетонный (!) кессонированный купол (opus caementium) Римского пантеона — самый прославленный, самый величественный, самый совершенный, лучше всех сохранившийся, чаще всех копируемый, грандиознее всех перекрытый — обилие превосходных степеней характерно для всех его описаний. Построен 1880 лет назад и до сих пор стоит — лучшего примера надежности не найти (!). Пролет купола в 43,4 м был превзойден только через 1800 лет. Бетон заливался вокруг деревянных кессонных форм, в основании слой бетона достигает 6 м, а наверху его толщина всего 1,5 м. Общая масса купола около 5 тыс. т. Полусферический купол имеет в центре круглое, обрамленное бронзовым бордюром отверстие диаметром 9 м — единственный источник освещения. Купол поднимается над ротондой на 22 м. Архитектор этого грандиозного сооружения неизвестен.

30-20000

537 г. D = 31 м. Константинополь. Храм Святой Софии. За необъятный, кажущийся невесомым купол назвали восьмым чудом света. Проект математика Анфимия и архитектора Исидора.

1462 г. D = 42 м. Флоренция. Купол Санта-Мария дель Фьоре. Архитектор-инженер Филиппе Брунеллески. В отличие от купола Пантеона известна практически вся информация о проектировании и строительстве этого уникального сооружения. Сохранилось множество документов с описанием хода строительных работ, которые к настоящему времени проанализированы и частично опубликованы (журнал “Эволюция кровли”, № 2, 2004 г.).

Флорентийский купол возведен из естественного камня и кирпича, причем строился он без деревянных арок и кружал. Свод подобного пролета никогда не был повторен. Подробные документальные сведения о проектировании и возведении строительных конструкций известны в основном со второй половины XIX века, однако сооружение во Флоренции в этом отношении является исключением. Его автор Ф. Брунеллески так и не раскрыл, в чем же заключается секрет возведения кирпичного купола без кружал.

30-30000

В 30-е годы ХХ века Бакминстер Фуллер разработал знаменитую пространственную конструкцию геодезического купола — полусферы, собранной из тетраэдров, которая стала одной из крупнейших конструктивных новаций минувшего столетия.

30-40000

1960 г. D = 53 м. Сент-Луис, США. Геодезический купол “Климатрон” высотой 21 м, используемый как оранжерея ботанического сада, выполнен в алюминиевых конструкциях.

1960 г. D = 59,2 м. Рим. Купол спортзала Паллаццето. Железобетонный накат по сборным армоцементным элементам. Инженеры Вителоцци и Нерви.

1965 г. D = 196 м. Хьюстон, США. Один из крупнейших крытых стадионов “Астродом”, расположен рядом с космическим штабом НАСА. Высота купола 26,4 м.

1975 г. D = 212 м. Новый Орлеан, США. Купол стадиона на 95 тыс. зрителей. Его высота 32 м, площадь 3,54 га.

30-50000

1997 г. D = 188 м. Nagoya, Япония. Купол спортивно-концертного комплекса на 40 тыс. зрителей. Высота 67 м, площадь поверхности 48 тыс. м2. Самый большой в мире купол, выполненный в виде однослойной структуры по схеме lattice. Стержни из стальных труб диаметром 65 см и длиной 10 м. Совместная разработка Takenaka Corporation и Mitsubishi.

1999 г. D = 320 м. Гринвич, Англия. Купол тысячелетия Миллениум. Архитектор Ричард Роджерс. Гигантская полусфера имеет высоту 50 м, 12 мачт высотой 100 м поддерживают скорлупу, представляющую собой двойное покрытие из панелей в форме секторов. Если убрать тросы, то купол не упадет, а лишь деформируется. Человеку удалось создать только два объекта, которые можно разглядеть из космоса, — Великую Китайскую стену и Миллениум.

2000 г. D = 110 м. Стокгольм, Швеция. Globen — спортивно-концертный комплекс. Крупнейшее сферическое сооружение в мире высотой 85 м.

30-60000

2002 г. D = 125 м. Корнуэлл, Англия. Архитектор Николас Гримшоу. Гряда куполов ботанического сада “Эдем”. Cтруктура фирмы “Mero”, расход стали 24 кг/м2.

2002 г. D = 220 м. Сеул, Корея. Купол концертно-спортивного комплекса на 50 тыс. зрителей. Архитектор Николас Гримшоу.

2006 г. D = 230 м. Пекин, Китай. Купол Национального театра оперы.

За историю строительства купол как архитектурная форма выбирался везде, где требовались эффективность использования материалов и устойчивость здания.

Купола миру подарили древние греки. Рим и Византия подхватили эту идею, и купол стал религиозным символом, объединившим разные культуры под единой архитектурной формой.

В 20 веке купольные формы венчают крупнейшие театральные и спортивные сооружения.

В 21 веке купол будет венчать ваше собственное жилище.

В статье использованы следующие источники: pst.by